Георгий Юфа: «У слушателя должен быть выбор»

Георгий, как решились на участие в шоу "Голос"?


На самом деле, это не первый мой приход в проект. Я прошел кастинг первого сезона, но в последний момент отказался. Возникло много спорных вопросов по контракту, который необходимо было подписать для участия. Плюс у моей группы «ROfAnO» на тот момент не хватало отработанного музыкального материала. А для меня основным резоном идти в проект являлось продвижение коллектива. Зато к третьему сезону у нас была готова новая концертная программа. Поэтому я четко понимал, что на Первый канал я иду, чтобы стимулировать интерес широкой публики к творчеству «ROfAnO».


По эмоциям, которые вы получили во время проекта «Голос», было что-то подобное в вашей жизни?


Пожалуй, нет. Это весьма любопытный опыт. Прежде всего, соприкосновение с большой сценой, с большой аудиторией - это впервые для меня. Кроме того, чрезвычайно интересно было понаблюдать за процессом, как все организовано в телевизионном шоу, как устроены съемки, что остается за кадром. Да и в конкурсах я никогда участия не принимал, если не считать American Protégé, куда я посылал запись своего виолончельного концерта Шостаковича. Но там не надо было состязаться ни с кем лично. В «Голосе» все по-другому!


Сейчас вы работаете самостоятельно или с продюсером? И каким видите свое дальнейшее творчество?


Сейчас я работаю самостоятельно. По сути, я выполняю функции продюсера для самого себя. У нас классная команда – и я имею в виду не только музыкантов нашей группы «ROfAnO
», но и тех людей, чья работа остается «за кадром». Я считаю, что на данном этапе обращаться к продюсеру нецелесообразно. Пока нет необходимости в человеке, который искал бы нам музыкальный материал – мы сами очень требовательны в подборе репертуара. Так что попробуем самостоятельно развиваться и поглядим, что из этого получится.


Третий сезон, по мнению зрителей, отличается небывалым количеством участников, которые не первый год на сцене. Какой опыт лично у вас?


Мне приходилось выходить на сцену до «Голоса» в разных качествах. Я выступал и как академический музыкант, и как солист группы. Но, по сути, я не могу сказать, что у меня за плечами мощный опыт. Это были разовые выступления. Сейчас ROfAnO выходит на новый уровень - мы потихонечку начинаем гастролировать. На март график плотно расписан, будут концерты в Перми, в Кирове, в Нижнем Новгороде, в Москве и других городах.


По поводу «Голоса». Что для вас в нем стало самым главным? Есть ли что-то, что вы вынесли для себя из этого проекта?

Главным стало то, что мне удалось - может, не полностью, но хотя бы частично – продемонстрировать свои музыкантские возможности. Я сейчас умышленно употребляю это слово «музыкантские», потому что будь то попытки петь или играть – для меня все это является частью чего-то целого, а целое – это и есть «музыкантское» в широком смысле. Я рад, что есть резонанс, есть отклик слушателей и публики, и это, безусловно, неоспоримый и очень благоприятный фактор для развития карьеры моей группы. Кроме того, я вынес хорошие впечатления от общения с замечательными людьми, с которыми мне довелось познакомиться - и со стороны организаторов, и со стороны участников. Со многими из них завязалась дружба, творческие контакты. И плюс ко всему, я вышел с проекта с совершенно другим ощущением себя на сцене. 


Как известно, талантливый человек способен добиться больших успехов во многих сферах. Чем еще, помимо музыки, вы увлекаетесь?


Я люблю всякие железки, машины, мотоциклы – это такая детская мальчишеская история, которая сопровождает меня на протяжении всей жизни. А сказать, что я особенно чем-то увлекаюсь, помимо музыки… Нет. У меня есть еще другая работа, которая с музыкой не связана. Но это тема для совсем другого разговора. Может быть, даже для какого-то другого издания.


Если сравнить себя с музыкальным инструментом, каким бы вы были?


Мне просто отвечать на этот вопрос. Потому что у меня в руках по жизни моя любимая виолончель. Хотя по-русски название этого инструмента имеет женский род, есть языки, в которых виолончель мужского рода. Этот инструмент мне ближе всего по характеру, его звук очень похож по тембру на человеческий голос. Я себя от виолончели отделить не могу.


Наверняка после шоу, кроме злопыхателей, появились и поклонницы…


Неожиданный и приятный факт: после «Голоса» вдруг, действительно, появилось много даже не поклонниц, а людей, которые слушают нас, интересуются нашей музыкой и не ленятся - приезжают на наши концерты из других городов. И это дико радует. Сейчас время-то тяжелое, а люди все равно находят силы и средства. Я это очень ценю и отношусь к этому с большим пиететом.


А есть правила в жизни, которым вы следуете?


Правила жизни просты – это соблюдать некий кодекс. Конечно, я подразумеваю не уголовный или гражданский кодекс, а рыцарский, или кодекс чести, если хотите. Но при этом следовать букве закона приходится. Не отклоняться (Улыбается)!


Какие у вас планы на ближайшее будущее – вы хотите добиться успеха в Европе?


Безусловно, да. Какому артисту не будет приятно, когда его музыка становится известна на международном уровне? Но продвигать на европейском рынке творчество людей, родившихся в России, выросших в ее культурной среде, воспитанных в определенных традициях, обладающих другим менталитетом, – довольно сложно. И прецедентов, когда русские артисты становились популярными за рубежом, мало, если мы не берем в расчет академическую школу и классических музыкантов. А вот выступать на сценах разных стран, на европейских фестивалях, на крупных мировых концертных площадках – это очень нам интересно! И, конечно, мы к этому стремимся.


Что вам не нравится в современном музыкальном мире?


Не нравится то, что он очень ангажирован. К сожалению, сформировались какие-то клише, какие-то стандарты, нарушать которые артисты не очень-то стремятся. По крайней мере, те, кто намерен сделать успешную карьеру: они понимают, что есть некий условный спрос на некий условный продукт, и стараются полностью соответствовать этому делу. Для кого-то этот путь приемлемый – и это совершенно безоценочное суждение – каждый волен поступать в соответствии со своими принципами, убеждениями, способностями. Но жалко лишь, что музыкальное пространство не дружелюбно к экспериментам, к новым именам, очень ограничено жанрово. В действительности, у слушателя должен быть выбор. А задача продюсеров – этот выбор обеспечить. И тогда люди сами определят, что они хотят слушать, а не будут впитывать только то, чем изо дня в день их «кормят» с помощью телевизора. Почему не создаются и не предлагаются условия для способных молодых музыкантов, которые экспериментируют, делают что-то новое, неожиданное, отличное от масс-маркета? Может быть, у них и не должно быть обширной аудитории. Может быть, это и неправильно - всегда стремиться предлагать слушателю только тот материал, который будет доступен миллионам и миллионам. В этом совершенно нет острой необходимости. Но нужно, чтобы у музыкантов все-таки была возможность обратиться к публике. А таких возможностей, к сожалению, очень мало. Из-за упомянутой ангажированности.


Чем вы гордитесь на данный момент?


В связи с тем, что долгие годы я не играл на виолончели, а потом вдруг начал это делать, мне каким-то странным образом удалось быстро набрать профессиональную форму, достаточную для того, чтобы исполнять довольно сложные произведения. И я действительно этим горжусь, потому что вложил в это огромный труд, душу. А еще я горжусь тем, что наша группа «ROfAnO» существует с 2006 года в оригинальном составе. Одним из показателей хорошей работы предприятия является отсутствие в нем текучки кадров. Вот наше достижение, как раз таки, в том, что нам удается хранить коллектив, оставаться друзьями и единомышленниками по жизни.


Как вы считаете, что необходимо сделать хотя бы раз в жизни?


Да много чего… Я лучше скажу, что необходимо все время делать в жизни: заботиться о ближних, быть благородным, не мелочиться, решение любых проблем начинать с себя, доверять людям. Вот тогда, мне кажется, свойства и качества человеческой жизни приобретают особый смысл и значение.


Расскажите про произведения, которые вас приятно удивили. Что вы можете
посоветовать почитать, посмотреть, какую музыку послушать.


Боюсь, мой список займет слишком большое пространство для читателей. И связано это не с тем, что я весь из себя такой эрудит. Вовсе нет. Просто у меня сформировался вкус, который вмещает в себя любовь к абсолютно разным жанрам и в музыке, и в кино, и в литературе, и в живописи. Есть, конечно, знаковые и базовые для меня вещи, с которыми я живу всю жизнь. Но попробую максимально лаконично ответить на ваш вопрос. В академической музыке сегодня - я подчеркиваю слово «сегодня» - наиболее значительным является творчество Дмитрия Шостаковича. Мне кажется, его музыка звучит остро и злободневно. Наверное, это связано с тем, что сейчас происходит в жизни страны, какие глобальные процессы идут в мире. И эта музыка обостряет восприятие сегодняшних проблем. Если говорить об эстрадном творчестве, тут я консервативен. Современных исполнителей плохо знаю, и обращаюсь все время к тому багажу, который накопил с юных лет, когда мы еще менялись в школе пластинками. Например, постоянно слушаю альбом группы «Tears for Fears» 89-го года – их диск у меня всегда с собой в машине. Я люблю возвращаться к этой музыке, потому что она ассоциируется у меня с разными приятными воспоминаниям. Кино… У меня папа занимается всю жизнь кино. Не игровым. Конечно, в нашем доме всегда тема кинематографа присутствовала. Я, в общем-то, всеядный. Единственное, когда стресс и много нерешенных проблем, стараюсь не смотреть фильмы с глубоким драматическим или трагическим содержанием, поскольку это все еще больше выбивает из колеи. Поэтому включаю всякую «белиберду», которая, я считаю, тоже имеет право на жизнь. Если говорить о каких-то базовых, опорных «киноточках» в моей жизни, есть несколько картин: «Иваново детство» и «Андрей Рублев» Тарковского, «Амадей» Милоша Формана, из более современных - «Список Шиндлера», «Форрест Гамп». В легких жанрах мне нравится первая часть фильма «Люди в черном», «Назад в будущее» - совершенно чумовая вещь! Книги: рассказы О.Генри, Сергей Довлатов, Ги де Мопассан, Чехов, Джек Лондон. К сожалению, читаю мало в последнее время. И это связано с леностью и недостатком свободного времени в моей жизни. И это большой пробел.


Георгий, что бы вы хотели пожелать нашим читателям?


Слушайте качественную музыку, ходите на хорошие концерты, больше читайте, чаще встречайтесь с друзьями и живите с открытым сердцем!

AskStar: Благодарим Георгия за искренние ответы и уделённое нам время!